Александр Каргин о своей роли инструктора по подготовке бойцов к отправке на СВО

О своем пути к сегодняшней роли инструктора по подготовке бойцов к отправке на СВО нам рассказал ветеран боевых действий на Украине, член ЛДПР Александр Каргин

В Пензенской области, где родился и вырос Александр, моря нет. Морских училищ, конечно, тоже. В семье военных не было, и мама пророчила сыну инженерное образование с дальнейшей работой в совхозе на руководящей должности. Ее мечты не были лишены основания: Саша с удовольствием работал на комбайне, ему нравилось копаться в механизмах, с техникой он был на ты. Но как это часто бывает, в размеренную сухопутную жизнь пензенского мальчишки однажды ворвался свежий морской вихрь, который поселил в душе тайную мечту о море. Приехал к ним в гости родной брат мамы, настоящий морской офицер. Когда он подъехал на «Волге» и во всей красе – в парадном кителе со звездами на погонах, с кокардой на фуражке и со сверкающим на солнце офицерским кортиком – прошелся по улице, по выражению Александра, все пацаны «лежали на лопатках»! Сашку просто распирало от гордости, ведь это был его родной дядя! Это он, в нарушение всех семейных традиций, рванул на Дальний Восток, поступил в морское училище имени адмирала Макарова и стал военным морским офицером. Яркое событие стало маяком, который тихонько светил себе, пока племянник подрастал. Собирал марки, хорошо учился, был непоседой и еще подростком начал работать. Кто знает, может, управляя комбайном, плывущим по бескрайним полям, где волнами ходили колосья, Саша представлял себя на корабле, разбивающем морские волны.

Когда после окончания школы дядя позвал его в Приморье, Александр тайком отправил документы в высшее военно-морское училище. Шел 1991 год. Получив приглашение, несмотря на сопротивление родных, 16-летний парень улетел во Владивосток сдавать вступительные экзамены. Вскоре курсант Александр Каргин уже отправился на Русский остров для прохождения курса молодого бойца. Испытания были жесткими, и несколько человек из 150 первокурсников забрали документы уже на этом этапе. 31 августа, в свой 17-й день рождения, Александр в форме военного моряка у памятника легендарной подводной лодке принимал присягу Военно-морскому флоту Советского Союза. Вскоре Союз распался. Одна за другой из состава СССР выходили союзные республики, после чего стали отчислять из училища и приехавших из этих республик курсантов. Учиться было трудно, страна переживала кризис, который отразился на всех. Вся рота размещалась в общем помещении, спали на 3-ярусных шконках, регулярно ходили в наряды. В далеком 1993 году курсант Каргин стажировался на атомной подводной лодке в дивизии п. Ракушка. Тогда он впервые побывал в наших краях. Далеко не все смогли выдержать суровые условия армейской службы. Кто-то был отчислен за неуспеваемость, кто-то за нарушение дисциплины. В 1996 году Александр получил диплом в числе самых стойких – из 150 их осталось 27!

Оставшись на Дальнем Востоке, Александр дослужился до капитанского звания. Время было сложное, служил заместителем командира части на Угольной, зарплату не выплачивали по 4-5 месяцев. В 2001 году его контракт с министерством обороны закончился, и он принял предложение от таможенного управления. В связи с необходимостью пресекать многочисленные нарушения, связанные с контрабандным провозом рыбы и морепродуктов, незадекларированных товаров, наличных денег, поставками наркотиков, браконьерством, захватом судов, при таможне было создано новое спецподразделение с говорящим названием «Черная таможня». В их распоряжении были быстроходный катер «Петр Матвеев», вертолет, была парашютная, водолазная подготовка, рукопашный бой. Это была поистине «лихая» пора. Приходилось и в засадах сидеть, и брать под охрану корабли - было сложно, опасно, но очень интересно! Александр успел поработать начальником службы сопровождения, начальником инкассации. В 2013-м начали сокращать офицерские должности, на тот момент его выслуга составляла уже 23 года. В 2014-м 40-летний военный выходит в запас. Полгода ему хватило, чтобы понять, что тихая и спокойная жизнь – не для него. Александр стал интересоваться муниципальной работой, пытался разобраться, почему народ живет тяжело и небогато. Ему предложили попробовать помочь людям жить лучше.

В 2014-м он баллотировался на должность главы администрации Ольгинского района. Тогда победу на выборах одержал Сергей Степанович Басок, а Александру предложили набраться опыта в должности главы Тимофеевского поселения.

Александр Каргин в Приморском региональном отделении ЛДПР

На досрочных выборах в 2015-м году за него отдали голоса 78% голосовавших. Будучи человеком военным, привыкшим называть вещи своими именами, не склонным к компромиссам и обходным путям, когда необходимо применять тактику лавирования среди множества условий витиеватых законов, ограничивающих возможности чиновника быстро и на месте решать насущные вопросы территории, Александр Каргин со своей прямотой не вписался в новую для него область неписанных законов системы, когда попытался взять ситуацию под контроль нахрапом. Когда в 2022-м началась спецоперация на Украине, Александра, как морского офицера запаса на контрактную службу не брали - требовались другие специалисты.

Тогда он добился, чтобы на него выписали повестку и будучи профессиональным военным пошел служить по мобилизации. В октябре 2022-го он прибыл на Сергеевский полигон и принял командование ротой. Александр проходил обучение вместе со своими подопечными – 30-40-летними мужчинами. Для подводника премудрости службы пехотинцев были так же в новинку. Три недели бегали, стреляли, копали, 20 ноября его рота уже была на территории Украины, 26- го – уже на передовой. Начались уже не учебные, а настоящие бои.

Страх, конечно, был, но Александр понимал, что за ним его люди, и он отвечает и за себя, и за каждого из них, и испуг командира никто не должен видеть. Мотострелки – второй рубеж обороны, задача которого - удерживать оборону на объектах, занятых штурмовыми бригадами. На 10 дней он выводил бойцов на передовую, затем 5 суток передышка. Поначалу мандраж был у всех, но в моменты опасности люди начинают проявлять свое истинное лицо. Бравада проходит, и тот, кто мнил себя героем, вдруг оказывался трусом. А вчерашний ботаник-несмышленыш, который только и мог, что патроны подносить, вдруг заменяет раненого пулеметчика и начинает отражать атаки противника. 

С опытом к людям приходит мудрость, молодые ребята быстро взрослеют. Большую помощь командиру оказывали старшина и замполит, потому что работа с личным составом среди мобилизованных требует особого подхода, ведь это не профессиональные военные, а обычные люди, которые не стали прятаться, а честно пошли выполнять свой гражданский долг.

Александр Иванович видел своей основной задачей сохранить жизни своих бойцов. Девиз «Тише воды, ниже травы, глубже крота!» отражает тактику выполнения боевой задачи с конечной целью - остаться в живых. Благодаря его подготовке, в сложной ситуации под Новодаром, когда они выдержали 2 атаки, а третья накрыла их плотным артиллерийским огнем с поддержкой танков и дронов, никто из его ребят не погиб.

В этом бою командир был серьезно ранен, и шестеро бойцов вынесли Александра из-под шквального огня, при этом пятеро из них тоже получили ранения. Организовали быструю эвакуацию в Азов, благодаря чему командир остался жив, хотя медики сказали, что еще 20 минут, и спасать было бы некого – была большая кровопотеря. В военной травматологической академии имени Кирова в Санкт-Петербурге командира роты «собирали» долго. В течение месяца он перенес 6 операций, после чего на врачебном консилиуме в Новосибирске был вынесен вердикт: протезирование в данный момент невозможно из-за отсутствия комплектующих. Сейчас Александр Иванович - инвалид 2 группы – у него нет половины суставной сумки плечевого сустава и отсутствует 40% лопатки – в ней дыра и 8 переломов, повреждены мышечные ткани. По состоянию здоровья Александр не может принимать участие в боевых действиях. По личной просьбе его оставили работать инструктором по боевой подготовке бойцов на полигоне, где капитан-лейтенант Каргин уже полгода исполняет обязанности командира роты. Готовят сейчас контрактников-добровольцев и срочников. Ребята-срочники должны уметь отражать атаки, обращаться с оружием, если служат на границе. Но учить ребят выживать командир считает своей главной задачей. Воевать можно, но только с головой. Сейчас подготовка бойцов сильно отличается от той, что была в 2022.

Тогда их обучали командиры, которые знали о войне в теории. Даже ветераны Афганской и Чеченской операций не имели того опыта, с которым сейчас приходят на полигоны ветераны СВО на Украине. Настало время технологий, и боец должен постоянно расти профессионально, учиться ориентироваться в новых видах вооружения, военной техники, боеприпасов, должен многое знать и уметь. Но самым опасным на войне Александр считает потерю чувства страха.

Наступает рубеж, когда инстинкт самосохранения перестает срабатывать. И тогда легко поймать шальную пулю или осколок, потеряв бдительность и осторожность. Он даже своих бойцов просил одергивать командира, если они замечали, что того «понесло».

Ушла в прошлое установка выполнять боевую задачу любой ценой. Задача командира – выполняя боевую задачу, сохранять личный состав. Без личного состава нельзя выполнить никакую боевую задачу. Поэтому сейчас наступательные операции в основном планируются так, чтобы минимизировать потери.

Александр за 23 года службы в армии не потерял ни одного подчиненного. «Я хоронил четверых бойцов из своей роты, которые погибли уже после моего ранения. Среди них был и мой телохранитель Альберт Ли, кореец. Хоть не я вел их в последний бой, мне было очень тяжело от потери людей, с которыми многое пережито вместе, пройдено много километров военных дорог. Я убежден, что если бы каждый офицер сам похоронил хотя бы одного своего бойца, их отношение к боевым потерям изменилось бы.

Возвращаясь в мирную жизнь, видишь, как по-разному относятся к этой войне люди. Война как лакмусовая бумажка показала, кто есть кто. Как военный офицер, я трезво заявляю: нас не победить! И цель наша простая – освободить от нацистской нечисти территории, где люди открыто перешли в состав России, принести людям мир и прекратить кровопролитие. Поэтому все больше стран становится рядом с нами, защищая интересы простых людей, а не интересы правящих верхушек бесчинствующей Европы и Америки. Мы воюем не с украинцами, и у меня, как человека, выросшего в СССР, нет к ним ненависти, как к народу.

Поэтому после службы на полигоне готов поехать на освобожденные территории в качестве коменданта, помогать людям строить мирную жизнь. Жесткая рука там будет нужна – много останется недовольных, которых нужно будет направлять в правильное русло. Моя семья уже привыкла к моим постоянным командировкам, к кочевой жизни. Сын уже в звании лейтенанта, продолжил традицию – закончил морскую кафедру в ДВФУ».

В заключение разговора мы попросили Александра дать совет ребятам, которым предстоит служить в армии. «В армии ты получаешь степень мужества, степень возрастания от подростка к мужчине. Ты учишься самостоятельности, приобретаешь военную специальность, там формируются хорошие качества, необходимые настоящему мужчине, которые ты не получишь в комфортной гражданской жизни».

После беседы с Александром Ивановичем Каргиным у нас, как у обычных российских женщин, осталась в душе гордость за таких отцов-командиров, как он. Возникла уверенность в том, что будущее российских вооруженных сил – за здравомыслящими, хорошо образованными и имеющими боевой опыт военными офицерами, которые привнесут в армию изменения к лучшему, благодаря которым профессия военного снова станет престижной и уважаемой, по достоинству ценимой обществом и государством.

Беседу записала Марина Тыргола. Фото из архива Александра Каргина 

@smilemakc © 2020