Правительственный час, 13.03.2024
Фракция ЛДПР положительно оценивает деятельность ОАО "РЖД" и лично его руководителя. Подходя к встрече с руководством "РЖД" в границах нашей фракции, мы прежде всего ставили перед собой задачу понять, где именно наша помощь, как депутатов, наша законодательная власть может помочь компании решить те или иные проблемы. Именно с этой позиции, именно с позиции законодательных предложений наша фракция подходила к встрече в рамках фракции, это отражается и непосредственно вот в нашем сегодняшнем выступлении.
Первое. Уже несколько лет обсуждается необходимость разграничения ответственности компании "РЖД" и органов государственной власти в субъектах России по вопросам проектирования, строительства, реконструкции и содержания пешеходных мостов и тоннелей для пересечения железнодорожных путей. Не секрет, что в городах, особенно в крупных, рядом с железнодорожным полотном поднимаются торговые центры, жильё, и иногда получается как в известном анекдоте: баня — через дорогу раздевалка. И почему-то все муниципалитеты, все регионы требуют эти проблемы решать с "РЖД", хотя по всем требованиям и нормативам в полномочия "РЖД" входит строительство переходов, которые обеспечивают проход пешеходов и доступ пассажиров к железнодорожному транспорту, к железнодорожным платформам. При этом зайцами все бегают через железнодорожные пути, уж извините за такое сравнение, в результате в период с 2019 по 2022 год травмы получили более 8 тысяч человек, из них более 5 тысяч погибло. Это, конечно, не дело. Нам поступают такие предложения из разных регионов, я думаю, и вы при встрече с избирателями наверняка с этим встречались, так вот мы считаем, что давно назрела необходимость внести изменение в статью 10 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в России": проектирование, строительство, реконструкция и содержание пешеходных мостов и тоннелей вне зоны посадки на пассажирские платформы должны осуществляться за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов России, местных бюджетов. Мы готовы внести такую инициативу.
Второе, повышение доступности железнодорожных услуг. "РЖД", конечно, госкомпания, это в принципе гордость нашей страны. Это, как иногда говорят, государство в государстве — хотелось бы изменить эту фразу и сказать, что это должно стать частью государства, вернее, государство должно стать частью "РЖД", коей юридически является.
В настоящее время правительство субсидирует "РЖД" скидку на перевозку школьников в учебное время, с 1 сентября по 30 мая, а вот летом "РЖД", самостоятельно взяв на себя эту социальную нагрузку, 50 процентов стоимости билета компенсирует школьникам и учащимся различных учебных заведений. Число детей, которые смогли бы воспользоваться льготой и пользуются, исчисляется миллионами, всего за семь лет уже воспользовалось более 17 миллионов. Давайте обратимся к правительству, давайте внесём в постановление — почему бы правительству не субсидировать эти траты "РЖД"? И в итоге "РЖД" обращается к правительству порой за деньгами, за помощью при строительстве инфраструктуры, когда у них есть эти деньги, которые они используют на эти нужды. То есть здесь надо найти правильный баланс интересов "РЖД", населения и государства, которое тоже должно нести ответственность за самую крупную компанию в стране, да и в мире.
Третье. Уровень аварийности на железнодорожных переездах также с каждым годом увеличивается. Мы поддерживаем идею введения уголовной ответственности за столкновение с поездом вне зависимости от того, наступили тяжкие последствия или нет. Мы поддерживаем усиление административной ответственности за нарушения на железнодорожных путях, увеличение минимального срока лишения прав с трёх до шести месяцев, максимального — с шести месяцев до одного года, а за повторное нарушение — с одного года до двух лет. Статистика тоже впечатляет.
Конечно же, отдельная задача — максимальное развитие переходов на границе с Китаем. Мы спокойно откажемся от невыгодной посреднической торговли углеводородами с недружественными нам странами Запада, если сосредоточимся на работе с экспортёрами, у которых уже сейчас есть прямые долгосрочные масштабные договоры с Китаем. Чем быстрее мы сделаем, тем лучше. Надо построить на базе государственно-частного партнёрства новые перевалочные мощности, прежде всего в Забайкальском крае и во всех приграничных субъектах Федерации Дальневосточного федерального округа.
Наконец, один из самых важных моментов. Несколько лет назад принят нашей Государственной Думой закон "О транспортной безопасности". Долго принимали этот закон, восемь лет он действует. В эффективности этого закона у меня нет никаких сомнений, нам не остаётся ничего другого, так как акты диверсий, терроризма чаще всего происходят именно на объектах транспортной инфраструктуры. Но мы спорили тогда о балансе: а кто должен это всё оплачивать? Ведь если сравнить "РЖД" с теми же аэропортами, с морскими портами, ну, с автомобильными какими-то вокзалами — ну нет же никакого сравнения! Представляете объём, который затрачивает "РЖД" на обеспечение транспортной безопасности? Ещё раз подчёркиваю: нет никаких сомнений в том, что это необходимо делать. А где брать деньги? Я просто знаю, что руководство "РЖД" ежегодно изыскивает эти средства, а средства огромные. И речь идёт не только об оплате подразделений транспортной безопасности. Мы во фракции много раз встречались и с профсоюзами транспортной безопасности, и с подразделениями транспортной безопасности. Кроме того, там есть и другие отдельные огромные капитальные вложения, например, во всё то оборудование, которое установлено на вокзалах, на железнодорожных станциях: мосты, заборы, видеонаблюдение. На кого ложится нагрузка? На "РЖД". Где "РЖД" брать деньги? С перевозчика. Поэтому и цены растут на грузовые перевозки, соответственно, возмущаются все подряд, пассажиры. Я считаю, что наконец-то пришло время нам, депутатам, поддержать здесь "РЖД" и предложить правительству создать госпрограмму транспортной безопасности, попробовать самому "РЖД" как-то дифференцировать эти вопросы, разделяя Западный и Восточный полигоны. Здесь мы готовы максимально публично об этом говорить, поддерживать и на любых площадках это обсуждать. Тем более мы видим в этом потребности и "РЖД", и тех людей, которые обеспечивают транспортную безопасность на объектах "РЖД".
Мы готовы взаимодействовать — мы самая конструктивная партия.
Фото: Марина Разумова