
В Госдуме прошел Правительственный час, посвященный вопросам природопользования и охраны внешней среды. Для России, осуществляющей широкомасштабную добычу и экспорт нефти, газа, угля и других полезных ископаемых, проблемы эффективного использования природных ресурсов, охраны окружающей среды всегда являются актуальными, требующими крупных инвестиций и жёсткого государственного регулирования.
Запасы природных ресурсов определяют возможности развития экономики и экспорта. Открытия колоссальных месторождений нефти, газа, железных и цветных руд, золота, алмазов даёт возможность нашей стране быстро развиваться. Доля России в мировых запасах нефти составляет более 10 процентов, газа более 30 процентов, угля более 15 процентов, свинца, цинка, кобальта, никеля – от 10 до 40 процентов и т.д. Но сегодняшняя ситуация ясно показала, что зависеть от экспорта ресурсов крайне опасно. По нашему мнению, надо сокращать экспорт невозобновляемых ресурсов и направлять их на развитие своей промышленности.
Даже после распада Советского Союза Россия остается, наряду с КНР и США, одной из всего лишь трех стран мира, где ведется добыча более чем 20 видов минерального сырья. Еще 17 государств получают от 10 до 20 видов полезных ископаемых, остальным досталось менее 10. То есть наши природные богатства – действительно уникальны, но используются недостаточно эффективно для развития собственной экономики.
На экспорт отправляется более половины стали и проката. Производство первичного алюминия — это более 10% общемирового производства, на экспорт уходит до 90%. Алюминий из России вывозится обычно не в прокате или изделиях, а просто в слитках.
Такой стратегический материал, как медь, вывозится более половины от произведенного объема. Основные материалы у нас на вывоз.
Никель вывозится из России, как и алюминий, в слитках, а обратно поступает уже в виде готовых изделий, медицинского оборудования, нержавеющих обсадных труб для нефтегазовой промышленности, автомобилей и т.д.
Минерально-сырьевая база должна прежде всего использоваться для развития своего реального сектора отечественной экономики ‒ обрабатывающей промышленности и прежде всего машиностроения, станкостроения, авиа-и судостроения, автомобильной промышленности. Тогда и зарплаты повысятся, и внутренний рынок станет платежеспособным. Поворот в этом направлении осуществляется, но часто под воздействием внешних обстоятельств, а не в результате долгосрочной стратегии.
Следует отметить, что сегодня фактически происходит сокращение и практическое исчерпание поисковых заделов по большинству стратегически важных видов полезных ископаемых, сокращение государственного фонда рентабельных участков недр для их предоставления в пользование добывающих компаний. Когда нет поисковых заделов, наши компании нередко идут за пределы Российской Федерации на подготовленные к освоению участки — в Африку, в Казахстан, в Монголию, где можно вложить деньги и через три-пять лет получить отдачу. А в своей стране они избегают поисковых и инвестиционных рисков, потому что, как правило, руководствуются не государственными, а чисто рыночными интересами. И к тому же нужны «длинные деньги» под невысокие проценты, которые в России не обеспечиваются Центробанком.
Необходимо увеличить государственные ассигнования на геологию и обязать добывающие компании направлять необходимые ресурсы на геологоразведочные работы. Это надо чётко прописывать в договорах при выдаче лицензий на добычу, предусматривая крупные штрафы при невыполнении лицензионных соглашений. Если этого не сделать, будет сложно обеспечить возобновление ресурсов по широкому кругу полезных ископаемых. Планы развития высокотехнологической промышленности могут быть не выполнены. Развитие таких отраслей, как ракетостроение, самолетостроение, электроника и атомная промышленность, может существенно замедлиться.
Таким образом, необходимо развитие государственно-частной системы стратегического исследования недр с целью создания перспективного задела по обеспечению страны всеми важнейшими видами полезных ископаемых.
Планы, программы, проекты есть, но их надо научиться эффективно реализовывать. Природные ресурсы не возобновляются, они нужны не только нам, но и будущим поколениям.
Рациональное природопользование должно начинаться с бережного отношения к окружающей среде. В доходах бюджета есть статья: «Плата за негативное воздействие на окружающую среду». Сейчас это менее одной десятой процента от всех доходов бюджета. Нужны серьезные экологические налоги и штрафы за ущерб окружающей среде. Штрафы за сокрытие или искажение экологической информации для должностного лица, а также за несоблюдение ими экологических требований при обращении с отходами производства составляют несколько тысяч рублей. Это смешные штрафы, когда ущерб может достигать десятков и сотен миллионов рублей.
Сегодня в разных, даже в ведомственных источниках, можно найти разные цифры и по запасам природных ресурсов, и по уровню отходов, и по размерам вредных выбросов. Быстрее надо вводить в действие систему экологического мониторинга в стране, о создании которой было заявлено в 2020 году.
Экспорт нефти, газа, металлов, леса «спасает» сейчас российскую экономику. Но структура экономики только в настоящее время стала улучшаться в пользу обрабатывающих отраслей, которые не наносят такого вреда окружающей среде как добывающие отрасли и металлургия. Надо более масштабно поощрять развитие промышленности и прежде всего высокотехнологичного машиностроения
Ситуация с образованием отходов производства и потребления в стране медленно улучшается. Объёмы отходов растут и, главным образом, при добыче полезных ископаемых, хотя и объёмы бытовых отходов также увеличиваются. Никто не хочет заниматься оборотной тарой, а упаковка по объёму и весу часто не уступает содержимому. Выбросы загрязняющих веществ в воздух от растущего автопарка в городах также растут. Число автомобилей на газе и электродвигателях увеличивается, но недостаточно быстрыми темпами. В целом экологическая ситуация в стране улучшается, но коренной перелом произойдёт, когда будут доминировать обрабатывающие и высокотехнологичные отрасли, а не добывающие.
В СССР строили мощные металлургические, химические комбинаты, крупные свинофермы, которые на протяжении десятилетий загрязняли землю, воду, воздух.
И до сих пор самые загрязненные города у нас – это те, где располагаются эти монстры промышленности. Почти 50 городов до сих пор с высоким уровнем загрязнения воздуха и, соответственно, земли и воды. Почти 20 млн человек живет в плохих экологических условиях. А это больные взрослые, больные дети − и так от поколения к поколению.
Но и новые собственники этих экологически грязных предприятий явно недостаточно вкладывали средств в охранные, очистные сооружения. Экология – это чистота. Если новый собственник нечист на руку, по сомнительным схемам приобрел крупную собственность, главный стимул у него – собственное обогащение, то не дождемся от таких собственников реальной, настоящей заботы об охране природы. Только серьёзные штрафы непосредственно для собственников и руководителей здесь могут помочь. Рецепт лечения может быть и таким – если на протяжении трех-пяти лет экологическая обстановка на предприятии и вокруг него не улучшается, то в принудительном порядке надо менять собственников и руководителей таких городов и районов. Надо понять простую вещь − когда слабая ответственность, тогда и слабые результаты. Именно с этих позиций надо подойти к собственникам металлургических, химических, нефтеперерабатывающих предприятий к руководителям городов, районов, где эти предприятия располагаются.
Вместе с долларовой и нефтяной ловушками страна до недавнего времени попала и в экологическую ловушку. Чтобы в страну больше приходило долларов, надо было увеличивать производство и экспорт нефти, металла, удобрений. При этом быстро загрязнялась внешняя среда. Сегодня положение выправляется, но пока медленно.
Пора делать простые экономические расчёты. Просто сопоставьте расходы на лечение больных, взрослых и детей, неполученные доходы от высокой смертности в городах с плохой экологией, с одной стороны, и расходы на очистные сооружения, с другой стороны. Только не за один год надо считать, а за 5-7 лет. Минфин у нас до сих пор живет практически в годовом режиме. Если сделать такие расчеты, то, уверен, оздоровление будет выгоднее. Даже чисто экономически. В большинстве вузов целесообразно ввести специальные курсы по охране окружающей среды. Надо привить понимание важности этих проблем для сегодняшних и особенно будущих поколений. Образовательные стандарты полезно дополнить дисциплинами по экономической географии и экологии.
М.Н. Сидоров